В ИТ-сфере нет единой устоявшейся классификации методов мониторинга, но условно можно выделить два основных типа его организации: инфраструктурный (классический) и зонтичный.
Инфраструктурный фокусируется на мониторинге и управлении отдельными объектами сети. Такими объектами могут быть серверы, рабочие станции, сети, базы данных, различные контроллеры, датчики и другие элементы. Для каждого из них настраиваются оптимальные рабочие значения, при отклонении от которых система наблюдения отправляет уведомление о сбое в работе оборудования техническим специалистам. Такой тип мониторинга автоматизирует проверку функционирования различных компонентов ИТ-инфраструктуры и освобождает сотрудников от каждодневной ручной диагностики.
Однако, у данного подхода есть недостаток – когда мониторинг осуществляется только для отдельных систем, крайне сложно составить представление о ситуации в ИТ-среде компании в целом. А так как оборудование и бизнес-процессы тесно взаимосвязаны, важно понимать их влияние друг на друга, и где именно искать источник проблемы в случае инцидента. Это особенно актуально для компаний с сетью филиалов и множеством разделенных ИТ-процессов.
Зонтичный мониторинг позволяет подойти к наблюдению за работой сети комплексно. Он аккумулирует данные, поступающие из всех подключенных источников мониторинга, анализирует их и выводит информацию в единой консоли в режиме реального времени. При этом системным администраторам видна четкая связь между элементами сети, и как одно событие влияет на другое. Все метрики ИТ-процессов находятся под единым наблюдением специалистов – под «зонтиком».
Такой подход оптимален для компаний, чья деятельность сильно зависит от бесперебойной работы цифровой инфраструктуры, и у которых есть четко прописанные
SLA для предоставляемых услуг, из-за чего в случае инцидента они несут значительные финансовые и репутационные потери. Как правило, это крупный и средний бизнес с сетями филиалов в разных городах, сложной ИТ-инфраструктурой (большое количество серверов, дата-центров, облачных решений, баз данных, приложений), а также со множеством инструментов мониторинга. К такому бизнесу относятся банки, онлайн-магазины, супермаркеты и торговые сети, компании в сфере телекоммуникаций.
Каждая компания может выбрать наиболее подходящий ей тип мониторинга, а также совмещать их. Например, для малого и среднего бизнеса с достаточно простым ИТ-ландшафтом, небольшой командой техподдержки и эффективно налаженными единичными системами наблюдения будет достаточно проведения классического ИТ-мониторинга. А крупная компания может использовать зонтичный мониторинг для большей части своих подразделений, и только для отдельного, в котором контролируется ограниченный объем компонентов, – инфраструктурный.